Портные, закройщики, просто любители шить одежду своими руками хорошо знают, что не всякая ткань годится для того или иного выбранного стиля. Какая-то вытянется по диагонали, безнадёжно испортив задуманный силуэт, какая-то не позволит сделать плиссировку. А некоторые тканые материалы недопустимо отжимать вручную выкручиванием. Важно правильно выбрать ткань под тип будущей одежды. Свойства во многом определяются типом плетения нитей.
- Ткацкие переплетения — что это такое
- Полотняное переплетение
- Сатиновое и атласное переплетение
- Саржевое переплетение
- Классы ткацких переплетений
- Простые, или гладкие переплетения
- Полотняное переплетение
- Атласное переплетение
- Сатиновое переплетение
- Саржевое переплетение
- Ломаная
- Со сдвигом
- Ромбовидная
- Сложная
- Мелкоузорчатые
- Производные от простых
- Комбинированные
- Сложные
- Крупноузорчатые
- Структурные виды переплетений
- Репс
- Рогожка
- Твил
- Комбинированные виды
- Креповое переплетение
- Диагональ
- Рельефные типы плетения
- Вафельный
- Жаккард
Ткацкие переплетения — что это такое
Любая ткань делается их нитей, переплетаемых между собой особым образом на ткацком станке. По-другому ткань не создашь, станок, пусть самый примитивный – это та необходимая база, без чего создание тканного материала невозможно.
А простейшая ткань, с продольно-поперечным расположением нитей под углом 90⁰ относительно друг друга, представляет собой основу – нити из волокон, натянутых на раму станка, переплетённую с уткОм. Основа на раме неподвижна, уток же вплетается в её натянутые нити подвижным челноком. Специальное устройство под названием берд и представляющее собой гребёнку большой площади сбивает нити сверху вниз и вправо (или влево), формируя ткань. Таким образом, её плотность зависит от усилия, которое прилагалось гребёнкой, которая сгребала эти нити в получаемый материал.
Ткацкие волокна могут быть:
- льняными;
- шёлковыми;
- хлопчатобумажными;
- шерстяными;
- искусственными (вискоза, например, которая делается их древесной целлюлозы и может имитировать любые натуральные волокна)
- синтетическими.
Впрочем, как ткут ткань – не предмет нашего материала. Нам важно различие в плетении нитей между собой, присущее разным типам тканей. А ткани могут различаться между собой не только волокном, из которого изготовлены. Гораздо большее различие между ними в методах соединения плетением основы (или основ) и утка (утков). Уток в ткани чередуется перпендикулярно с основой через раз. Это то, что в ткани называют раппОртом. Обозначается он буквой R
Самый простой раппорт в полотняном плетения, когда уток «подныривает» и «перепрыгивает» сквозь основу, не пропуская ни одну из её нитей. Сдвиг подвижных нитей утка относительно натянутых на раму неподвижных волокон основы обозначают буквой S.
У полотняных тканей большая стойкость к разрыву, стабильность во время стирок и носки. А виды тканей гладкого переплетения называются полотном, саржей, сатином и атласом. Впрочем, последние из перечисленных делаются по одной технологии, разница между ними во внешности лицевой стороны.
Из хлопковых волокон с подобным типом плетения получают ситцевые, бязевые, маркизетовые, батистовые, миткалевые ткани, а также материал, называемый мадаполам.
Волокна льна, сотканные по полотняному типу плетения, дают на выходе бортовку, парусину, постельное бельё, материал для пошива платьев и костюмов.
В случае использования шёлковых нитей получим крепдешин, креп-шифон, креп-жоржет.
А используя в пряже шерсть – суконные разновидности и габардин.
Полотняное переплетение
Подобное плетение нитей лучше всего проиллюстрируют схемы с формулами раппорта.
Схема полотняного плетения выражается формулой раппорта Rо = Rу = 2, где о – основа, у – уток.
Это гладкие и прочные ткани, которые могут быть как однотонными, ровно окрашенными, так и узорчатыми. Рисунок во втором случае делается набивным, то есть наносится он печатным способом красителями, стойкими к вымыванию.
Впрочем, такие полотна бывают не совсем гладкими, а с рубчиком – для этого нить основы берётся чуть толще нити утка, что формирует поперечные рисунки с ровной структурой и отсутствием сдвига. Так формируется тафта и поплин, которые относят к ложнорепсовым.
Сатиновое и атласное переплетение
Характеризуется дробной формулой R/S.
Структурная разница сатина и атласа – в преобладании основы на лицевой стороне. А у сатина – большего числа ниток утка. На рисунке хорошо видно проявление формулы R=7/2, когда каждая седьмая нить основы на атласе перекрывается через раз утком, обозначенным в знаменателе дроби.
Важно: недостаток таких тканей в том, что на срезе они лохматятся и осыпаются.
Саржевое переплетение
Саржа – это ткань с диагональным рубчиком, у которой угол наклона зависит от сдвига и плотности плетения. Ассиметричное смещение, получаемое в процессе ткачества, делается на одну или на несколько нитей.
Саржа уступает простому полотну в прочности, хотя и незначительно. Но она предпочтительнее в раскрое и шитье, когда вопрос стоит о создании в силуэте одежды складок и драпировок и о способности растягиваться по диагонали, а также когда требуется бОльшая толщина пошивочного материала.
Классы ткацких переплетений
Всего их, по принятой классификации, четыре.
Простые, или гладкие переплетения
Главные различия у них в раппорте и сдвиге «основа-уток». Пропуская нить утка в той или иной последовательности или с тем или иным сдвигом, можно коренным образом изменить свойства тканного материала, делая его то более эластичным и несминаемым, то жёстким и хорошо держащим складку. Но всё это при одном и том же волокне, входящем в уток и основу.
Полотняное переплетение
Переплетение один-через-один, без пропусков, даст наиболее износостойкое полотно из всех возможных. Дополнительную прочность и жёсткость такому полотну придают более плотным сбитием нитей утка и основы в процессе ткачества.
Атласное переплетение
Формула плетения R=2/5/ Лицевая сторона создана нитями основы.
Сатиновое переплетение
С формулой R=5/2. Лицевая сторона здесь создаётся уточными нитями, утком пересекается каждая пятая нить основы, а сдвиг идёт влево вниз по диагонали через одну нить, то есть каждая вторая.
Саржевое переплетение
У этого полотна рубчик идёт по диагонали с уклоном в 45⁰, однако в случае плотного плетения угол наклона бывает и больше.
Здесь можно выделить несколько подвидов плетения.
Ломаная
Имеет рисунок «ёлочка», переплетение здесь обратное саржевом. Самое распространённое торговое название такого полотна – «шеврон», используется чаще всего для шитья стильно выглядящих деловых костюмов, как женских, так и мужских.
Со сдвигом
Вариант ломанного раппорта, да ещё и со сдвигом по утку или основной нити. Торговое общепринятое наименование ткани – «грибсон». Отношение раппорт-сдвиг бывает ¼, 2/3, 2/2.
Ромбовидная
Торговое название – «лозанж» или «крестовидная». Формируется из раппортов, ромбообразными структурами разных размеров. Ткань идёт на пошив платьев и в декоративных целях.
Сложная
Высокопрочная саржа повышенной упругости, представляет собой сложное по структуре стёганое полотно с полосами разного рельефа и ширины. Используется в пошиве платьев, фантазийных костюмов и в декоративно-художественном шитье.
Мелкоузорчатые
Подобные ткани принято подразделять на 2 класса: производные от простых и комбинированные.
Производные от простых
Это ткани с яркой, рельефной и с мелкорубчатой поверхностью. Особенностью кроя рапсовых и рогожек строгое отслеживание ориентации рубчиков на всех частях одежды – она должна быть одинаковой.
Ряд саржевых дополнен по номенклатуре сложной саржей и саржей с усилением, а кроме того – ломаной, обратной и ромбиковой.
- у первой из этого ряда в рисунке есть отчётливо выраженные рельефные диагонали. Ткани, вырабатываемые с таким саржевым плетением, идут к потребителю под названиями «шотландка», «кашемир», «фланель»;
- в поверхностной структуре сложных сарж бывают полосы разной ширины, но по эксплуатационным свойствам она ничем не отличается от иных тканей с подобным структурным устройством;
- ломаная саржа с рисунком «ёлочка». Получается изменением направления диагонального перехода «уток-основа» под углом 90⁰;
- отличие обратной саржи от прочих в том, что в ней сдвинуты диагонали, и напротив основных диагональных перекрытий располагаются такие же, но уточные.
Разновидности сатина и атласа – это их усиленные варианты. Отличие их от «обычных» заключается в двойной нитке утка или основы.
Комбинированные
К данному типу переплетений относят такие виды сарж, как креп и комбинированные, а также составные, вафельные и диагоналевые.
Креповые можно рассматривать как видоизменённую рогожку и полотно. Удлинённые основные перекрытия в них размещены по поверхности полотен в беспорядке, отчего у них меньшая сминаемость и лёгкий крой.
Сложные
Наиболее распространённые ткани из этого ряда – двухлицевые и двухслойные. Их особенностью является плетение большого числа нитей. Это может быть сочетание двух основ и одного утка, или двух утков и одной основы. Двухслойные же ткани бывают и двухосновые и двухутковые, двухосновные и трёхутковые и т.д.
Крупноузорчатые
Это ткани, относящиеся к жаккардовым. Создаются они на специальных ткацких машинах, позволяющих получать сложнейшие композиции, вплоть до портретов человека и изображения пейзажей. Плетения в крупноузорчатых тканях попроще строятся из двух нитяных систем и сочетают в себе такие виды, как комбинированные, простые и производные.
В сложных же крупноузорчатых участвуют три, четыре и более нитяных систем.
Типичный пример – гобелен.
Структурные виды переплетений
Структуры репса, рогожки и твила могут служить примером разительной смены внешнего вида из-за изменения типа переплетения нитей в них.
Репс
У этого производного от простого полотна три группы такого материала в виде основного, уточного репса и полурепса отличаются даже на первый взгляд.
У основного рубчик поперечный, у уточного – продольный, а на полурепсе, который может быть как уточным, так и основным, в технологии применяют раппорты с настилами, отличающейся друг от дружки по величине. Формула репсового плетения Ro=2 и Ry=4
В итоге получается фланель из хлопка, файдешин, ткани из шерсти для пошива платьев и костюмов, репс из хлопковой и шёлковой нити.
Рогожка
Ещё один подвид простого переплетения. Нитяное перекрытие в системе «уток-основа» в раппорте усиленное, получаемая структурная поверхность сетчатая. Типичными представителями такой рогожки можно привести такие примеры, как «оксфорд» и «двунитка».
Твил
У твила тоже саржевое плетение, по паре основных и утковых нитей, скрученных вместе. Полученная ткань получается плотной и хорошо удерживающей тепло. Это хорошо окрашиваемый и сохраняющий яркость красок материал. Твил-сатин делается из хлопка с добавление полиэстера, в стрейчевую разновидность твила добавляют эластан. Полотно бликует в отражённом свете и у него фактурная поверхность.
Комбинированные виды
К комбинированным относят креп, диагональ, рельеф, вафельное и жаккард.
Креповое переплетение
В ткани с креповым переплетением получается мелкоячеистая фактура, а нити переплетаются как в полотне, но с разными вариациями. Достигается это введением в ткань размещаемых в произвольном порядке дополнительных перекрытий. Они бывают групповыми и одиночными.
Диагональ
Ещё одна ткань с плетением «а-ля саржа». Название произошло от рубчика, ориентированного относительно вертикали или горизонтали в 45⁰. Материя плотная, прочная, практичная и хорошо держащая форму.
Рельефные типы плетения
Название говорит само за себя – поверхности действительно рельефные, как на глаз, так и наощупь.
Вафельный
Фактурный материал с характерным рельефом, представляющим собой углублённые ячеи с бортиками. Размер ячеек от 3 до 7 мм. Ромбовидное саржевое плетение с формулой R=1/4
Вафельные ткани хорошо впитывают влагу, не оставляют после вытирания влаги ворсинок, за что её и ценят в быту.
Жаккард
Изображения на поверхности планируются ещё на этапе изготовления нитей, и потом из этих же, заранее окрашенных нитей, производят их плетение на сложных жаккардовых ткацких станках. В составе крупно- и мелкоузорчатого жаккарда до сорока разного цвете и оттенка нитей – в соответствии с эти выставляется и его цена, это одна из самых дорогих тканей из традиционных волокон. Ткань также долговечна – есть образцы, которые хранятся в целости со времён Великой Французской революции.
Конечно, обычной моднице знать все тонкости видов и классов ткацкий плетений не нужно. Но общая информация позволит различать типы тканей, понимать — какой материал не вытянется, а какой позволит сшить свободные летящие наряды.