Гродетур

0
227
Гродетур фото

Когда в Европу была завезена шелковая пряжа высшего сорта, которую «добывали» из отборных коконов шелкопрядов, то в моду вошли ткани, в составе которых были эти прочные и блестящие нити. Производство гродетура (gros de Tours) было налажено в городе Тур во Франции в XVIII веке. Это была плотная, немнущаяся и износостойкая ткань, которая довольно долгое время выпускалась в однотонных, чаще темных цветах, например, изумрудных, синих, фиолетовых или пурпурных.

Два столетия популярности гродетура

Два столетия популярности гродетураПопулярность гродетура была вызвана особенностью переплетения шелковых нитей, которые в основе перекрывались двумя уточными нитями. Такое плетение и сегодня называется репсовым, и отличается тем, что ткань получается хотя и плотная, но не тяжеловесная.

Благодаря высокому качеству сырья, готовое полотно получалось с благородным блеском и рельефной поверхностью. Основными заказчиками изделий из гродетура были знатные и богатые особы, а так же священнослужители, которых сан обязывал одеваться в сдержанном стиле и без явно выраженной роскоши. Эта ткань была именно такой: даже самые темные расцветки придавали одеянию благородное сияние, сразу выделявшее знатную или сановную персону в толпе.

Не только одежду шили из благородного гродетура, но и зачастую использовали его в качестве обивочного материала. Им обшивали стены, мебель, делали чехлы для подушек и стульев, использовали в качестве балдахинов над кроватями и занавесей. Когда стали ткать узорчатый гродетур, то основной тематикой были мотивы в стиле рококо.

В Россию материал попал с «легкой руки» Петра I, который ввел в моду ношение платьев на европейский манер. Местные мануфактуры быстро наладили производство этой ткани, но, в отличие от зарубежных, в качестве узоров на рельефной поверхности использовали цветочные мотивы. Особенно популярны были полотна с милыми русскому человеку ромашками, маками или незабудками. Так же успехом пользовались сказочные или пасторальные мотивы, которые благодаря сиянию ткани приобретали совершенно новое «звучание».

Самыми частыми клиентами у портных, шивших одежду из гродетура, были купцы, фабриканты, их жены и дети. В таких вещах было удобно путешествовать, наносить визиты и проводить время в делах. Ткань была достаточно плотной, немнущейся, но при этом дышащей и благородной. Для торжественных случаев использовали материал с рисунком, перемежающимся золотыми и серебряными вплетениями нитей, для повседневных дел – однотонные, чаще темного цвета.

Вместе с купечеством исчезли и изделия из гродетура. В начале XX века его перестали выпускать вовсе.

Применение гродетура

Применение гродетура

Основной областью использования ткани был пошив платьев, камзолов, платков и дорогих аксессуаров к туалетам. В России название ткани переиначили в «гарнитур» и стали так называть все материалы из плотного шелка.

Так же из него шили портьеры и покрывала, обивали мебель, использовали для украшения интерьера.

Музейная ценность гродетура

Музейная ценность гродетураСегодня изделия из гродетура можно увидеть в музеях, да прочитать о них в книгах, описывающих быт и жизнь знати XVIII – XIX веков. Есть упоминание о нем в списках с перечислением приданого барышень из знатных или купеческих семей.

Поставьте оценку

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here