Алтабас

0
481
Алтабас фото

Существуют ткани, которые в свое время были чрезвычайно дорогими и редкими, а сегодня являются «страницей» в истории ткацкого дела и считаются произведением искусства. Алтабас – яркий тому пример. В переводе с турецкого языка altynbäz – это парчовое полотно, в основе которого плотный шелк с добавлением золотой или серебряной волоченой нити. Родиной алтабаса является Турция, а так как эта ткань схожа по производству и внешнему виду с византийским аксамитом, то некоторые историки считают, что она пришла ему на смену.

Происхождение ткани

Происхождение ткани алтабас

Парча когда-то была популярной, хотя и весьма дорогой тканью. Различали несколько ее видов, и названия в разных странах звучали по-разному. Алтабас – это разновидность парчи, которая выделялась на фоне остальных тканей и называлась в народе «шелковым золотом».

Во все времена спрос определял предложение. Облачение для царских и великокняжеских особ не должно было шиться из тех же материалов, что и для знати. В особых или торжественных случаях царедворцы просто обязаны были показывать народу и придворным свое богатство и величие. Сделать это в облачении из алтабаса не составляло труда. Сверкающая на солнце, золотая в прямом смысле ткань отлично справлялась с этой «работой».

Алтабас был завезен в Россию в XVI веке из Турции. В те времена его называли «цельно золотой», так как по тактильным ощущениям и внешнему виду он напоминал слегка шероховатый тончайший лист из драгоценного металла. Существенным отличием данного полотна от парчи является то, что в последней только рисунок был выполнен с добавлением нитей из серебра или золота, тогда как в алтабасе они были вплетены в структуру ткани.

В те далекие времена простые смертные могли либо любоваться облачением из алтабаса на коронованных особах или иерархов церкви, либо получить подобную обновку с царского плеча за выдающиеся заслуги перед монархом или отечеством.

Описание

Описание алтабаса

Первые варианты алтабаса содержали в своей основе шелк, в который с определенной частотой вплетали золотые и серебряные нити, вытянутые настолько тонко, что они были не толще человеческого волоса. В этом существенное отличие алтабаса от аксамита, для производства которого использовали сплюснутую тонкую нить из драгоценных металлов.

Позже для изготовления этой ткани стали применять парчу и бархат, но отличительная «черта» всегда оставалась неизменной – выпуклый орнамент, который перемежался кружевными вкраплениями.

Если у византийского и итальянского аксамита, с которым часто путают алтабас, узор состоял из царственных геральдических животных и птиц (грифоны, львы, орлы), то у турецкой ткани это были растения и геометрические фигуры.

Долгое время алтабас завозился в качестве даров для монарших особ или иерархов церкви или закупался для нужд царского двора. Лишь в середине XVII века по указу царя Алексея Михайловича (Тишайшего) были открыты первые мастерские по изготовлению дорогих тканей. Первыми ткачами на российских мануфактурах стали мастера из Италии, но спустя время спрос на алтабас и другие дорогие ткани возрос, и дело переросло в промышленное производство. Были открыты фабрики, за работой которых следил сенат.

Применение

Применение алтабасаЕсли вначале алтабас завозился исключительно для пошива торжественных облачений для царей и верховенства церкви, то со временем многие знатные и богатые особы могли позволить купить небольшие куски драгоценной ткани. Ее нашивали в виде вставок на парадную одежду, чаще на рукава или нагрудную часть платьев и камзолов. После указа Петра I о запрете ношения одежды, указывающей на принадлежность к какому-либо сословию, алтабас постепенно исчез из обихода. Это было связано с тем, что облачения из него указывали либо на принадлежность к царской семье, либо к высшему церковному сану.

Основные свойства

Основные свойства алтабаса

Как и остальные редкие и дорогие ткани, алтабас имел свои достоинства и недостатки. К первым относится:

  • Эта ткань была чрезвычайно прочной. Ее невозможно было разорвать благодаря вплетению металлических нитей. Недаром, ее часто называли «листом», а не полотном.
  • Алтабас как по способу изготовления, так и по красоте во все времена считался произведением искусства. Именно поэтому он был доступен ограниченному кругу людей.
  • Алтабас не образовывал складок при ношении одежды из него и не деформировался. Поэтому эта ткань производила впечатление цельного плотного полотна, которое символизирует твердость духа и веры, величие и силу человека, облаченного в него.

Недостатком алтабаса, как и византийского аксамита, является его вес. Можно только посочувствовать тем, кому приходилось стоять в одежде из алтабаса во время долгих торжественных церемоний. Так как в те времена было принято обшивать полотно жемчугом и драгоценными и полудрагоценными камнями, то вес некоторых изделий превышал 20 кг, которые ложились тяжким грузом на плечи «страдальца».

Алтабас в наши дни

Алтабас в наши дни

Так уж получилось, что в XX веке эта ткань стала настоящим произведением ткацкого искусства, которому место в музее. Возможно, все так и осталось бы, но мода на роскошь не позволили этому произойти. Сегодня не так уж и много мастеров, способных выткать подобную красоту, и стоит отрез алтабаса не меньше, чем это было в старину, но это не останавливает дизайнеров одежды и интерьера.

Современный человек может увидеть это полотно в отделке стен и окон дорогих ресторанов, театров, музеев и элитных особняков и квартир. Очень богатые люди заказывают из алтабаса свадебные платья, расшитые серебром или золотом и традиционно украшенные жемчугом. Цену на подобную роскошь можно сравнить с валовым годовым доходом небольшой страны.

Поставьте оценку

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here